Консультации

Организация музыкального уголка в группе

Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно - развивающей среды в группах. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников. Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

  • восприятие музыки;
  • воспроизведение музыки;
  • музыкально-творческая деятельность.

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.

Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям.

Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами), современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке.

Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.

Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия. Для уголка также нужны 1-2 стола, или модули, которые трансформируются в столы, для самостоятельного музицирования и игровой деятельности.

Музыкальный уголок оформляется в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Прежде всего, это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей каждой возрастной группы и последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия. Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр.

Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, маски, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.      

Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования.

Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и неозвученных), чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику.

В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом «Наши песни» с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т.п. Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т.д.). Если позволяет интерьер помещения и по желанию, музыкальный уголок можно отгородить декоративной ширмой, которая легко убирается. Что касается музыкальных инструментов, то:

- в первой младшей группе размещают - бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки, металлофон и пианино;

- во второй младшей группе - бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки, металлофон, ксилофон, треугольник, румба;

- в средней группе - металлофон, ксилофон, треугольники, румба, бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки, свистки и можно добавить деревянные палочки и ложки;

- в старшей группе - треугольники, металлофоны, ксилофоны, румба, бубен, барабан, колокольчики, дудочки, свистки, деревянные палочки и ложки, маракасы, трещотка, кастаньеты и др.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые дети используют дозировано (например, ксилофон, металлофон), и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы и другие шумовые инструменты.

Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и выдавать знакомые детям звуки. В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями классической музыки для малышей  в современной обработке, детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы  в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести «концерт», или будет способствовать скорейшему засыпанию детей под неё.

Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:

озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;

неозвученные игрушки (имитационные);

музыкально-дидактические игры и пособия;

материал для творческих сюжетно-ролевых игр;

атрибуты для музыкальных подвижных игр;

аудиовизуальные пособия.

Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музыкальные шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол. Неозвученные игрушки (имитационные): бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т.п. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах.

Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально- дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы: «Портреты композиторов», «Музыкальные инструменты», «Времена года», «Любимые песни» (альбом песен с иллюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни).

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.

Воспитатель должен приучать детей правильно и бережно пользоваться игрушками и музыкальными инструментами, после игры убирать их на место.  

Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.

Источник:

    Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2023. – 380 с.

 

Музыкальный руководитель                                    С.Н.Буйвило

свернуть