Готовимся к школе

ОБЪЯВЛЕНИЕ!

ГУО "Клецкая средняя школа № 1" проводит занятия по подготовке к школе на платной основе

По всем вопросам обращаться по телефону +375 1793 67797 или +375 29 853012 в рабочее время.

Буклет "Скоро в школу"

Рекомендации "КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?"

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребёнок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить, ответив на следующие вопросы.

  1. ЕСТЬ ли у ребёнка желание учиться?

►Как это узнать?

        Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвёртый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь».

А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».

         А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжёлой работой, как учёба.

  1. МОЖЕТ ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия?

►Как это узнать?

        Есть такая игра: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЁРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.

        Если ребёнок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

  1. РАЗВИТА ли у ребенка речь?

        Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).

►Как это узнать?

        Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7.

        По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

  1. ДОСТАТОЧНО ли хорошо у ребенка развит фонематический слух?

         Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

►Как это узнать?

        Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребёнка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора,

гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос,

голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса,

коса, коса, коса, коза.

          Если ребёнок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребёнка на звуковые различия.

         Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребёнка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

         Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

          Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.

  1. Умеет ли он МЫСЛИТЬ логически?

          Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из четырех картинок.

В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

        Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь

и займитесь развивающими играми. 

  1. Как ЗАНИМАТЬСЯ с детьми?

          Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.

          В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь.

          Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.

          Всё, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.

  КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

          Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов:

  • поддерживайте интересы ребенка;
  • предлагайте ребенку новый материал для речевого развития;
  • поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;
  • одобряйте применение знаний в деятельности.

Педагог-психолог                          М.А.Михайлик

свернуть

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.

Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  • Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  • Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
  • Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
  • Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.
  • Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.
  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
  • Для гармоничного развития необходимо,  чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный  материал (логически, образно, интуитивно).
  • Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

 Педагог-психолог                                      М.А.Михайлик 

свернуть

Рекомендации родителям будущих первоклассников по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению

  1. Испытывать уважение к ребенку как к личности.
  2. Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  3. Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
  4. Поощрять успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
  5. Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
  6. Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  7. Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
  8. Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
  9. Строго придерживаться режима дня.
  10. Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
  11. Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.
  12. Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
  13. Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило "Успеваек": "Делай все скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!"
  14. Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).
  15. Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).
  16. Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
  17. Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.
  18. За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату.
  19. Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.
  20. Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.
  21. Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
  22. Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.
  23. Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
  24. В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.
  25. Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
  26. Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

Педагог-психолог М.А.Михайлик

свернуть

Памятка для родителей "Развитие психических процессов, формирование мотивации обучения к школе в игровой форме"

 

  1. Для развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации можно использовать дидактические игры, упражнения. Например, «4 лишний» - выложите картинки с предметами (чайник, ложка, ножик, мишка) – спросите ребёнка, что лишнее и как можно назвать остальные предметы одним словом.

 

  1. Для развития свойств слуховой памяти можно использовать игры, упражнения, задания на запоминание стихов, воспроизведение прочитанного.

 

  1. Для развития зрительной памяти используйте игры, в которых нужно запоминать последовательность предметов. Например: выложите в ряд 5-8 предметов в любом порядке. Дайте ребёнку посмотреть 5-8 секунд. Закройте их листом бумаги. Попросите ребёнка рассказать, что лежало на столе.

 

  1. Положительное эмоциональное отношение к школе можно формировать через рассказывание, просмотр фильмов о школе, рассматривание картин о школе. Побеседуйте с ребёнком о том, почему нужно идут в школу (учиться читать и писать, чтобы много знать, в будущем найти хорошую работу и т.д.), что дети берут в школу. А главное, объясните ребёнку, что если он чему-то ещё не научился, то                         в школе у него обязательно всё получиться, потому что в школе детей учат, и необязательно всё уметь заранее.

 

  1. Для развития мелкой моторики – используйте различные раскраски. Подойдут картинки, где нужно обводить контур предметов, штриховать, раскрашивать в определённой последовательности.

 

Воспитатель дошкольного образования                          О.В.Цалей

свернуть

Памятка для родителей «Как преодолеть страх перед школой»

  1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».
  2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
  4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.
  6. Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.

- Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

- Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

- Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.

- Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.

- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».

- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами. - После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

- Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.

- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

- Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. - - Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

 

Воспитатель дошкольного образования                   Н.И.Белаш

свернуть