Страничка руководителя физического воспитания

Белорусские народные игры как основа физического воспитания

          Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время. Однако надо отметить, что сейчас белорусская народная игра имеет свободное существование только в традиционных народных праздниках и любительских художественных объединениях Беларуси, что ограничивает её влияние на воспитательный процесс в системе современного образования, тем более не достаточно происходит реализация ее педагогического потенциала и воспитательных возможностей.

         Белорусская народная игра всё время находится в стадии постоянного развития и совершенствования, и это явление непосредственно влияет на социокультурную ситуацию в обществе. Целеустремленность и функциональность традиционной народной игры остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и физических качеств личности, формирует характерные отличительности белорусского народа. Несмотря на время народная игра адаптируется, регенерируется и приспосабливается к современным социокультурным потребностям общества, активно включаясь во все сферы деятельности социума.

         Если рассмотреть народную игру с точки зрения социокультурной деятельности, то основным функциональным направлениям её является воспитательно-педагогическая основа. Эстетическое, художественно-творческое, религиозно-духовное воспитание, передача из поколения в поколение устно-поэтических и духовно-национальных ценностей, социализация, национализация и гуманизация общества происходит по средствам эффективного воздействия воспитательных возможностей народной игры на человека. Народная игра, как живой организм имеет эволюционные периоды в своём развитии: от наипростейших монофункциональных, к сложным (смешанным) полифункциональных форм.

         Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека воплотиться в другое существо. Первобытное искусство было синкретичным, и длительное время оно сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Становление более развитых форм игровой деятельности было связано со становлением самого человека как личности, с зарождением и развитием его эстетического чувства и восприятия.

         Очень полезным исследованием беларуской народной игры, незаменимым и неоценённым поныне, является работа Владислава Козловщика «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Автор особое значение придает овладеванию духовно-нравственных ценностей своих предков, развитию их физической и духовной силы, «чтобы приобрести свободу и воплотить свои народные и общественные мечтания». Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых происходили, как и в древних греков: борьба, бокс, пляски и другие «праздничные забавы».

В работах современных специалистов по народному игровому творчеству, таких как, А.Ю. Лозка, В.К. Бондарчик, К.П. Кабашников, А.С Федосик, Л.И. Козловская, классификация народных игр составлена по функционально-тематическому и календарному принципах:

1.     Календарные и семейно-обрядовые игры (с празднично-обрядовой атрибутикой и без её);

1.     Игры, не связанные с народным календарем белорусов и их обрядами (или утратили связь).

К первой подгруппе относятся календарные и семейно-обрядовые игры, которые являются наиболее консервативным и архаичным слоем народного наследия белорусов, в котором отличительно сохранились оттиски мифологических представлений человека, языческих культов древности.

 Ко второй подгруппе относятся игры, которые под влиянием времени изменили свою функциональную направленность. В их преимущественно доминирует эстетическая сторона над магической. В итоге потери календарно-обрядовой смысловой принадлежности, некоторые обрядовые игры блуждают по отдельности в игровой фонде белорусской народной культуры Но это процесс повлиял на становление и развитие новых направлений в игровой деятельности. Игровой процесс «перевоплощения» обеспечивает активизацию творческой фантазии у её участников, стимулирует до импровизации, воздействует на их творческое развитие, а самое главное, что театрализованный процесс в игре помогает участнику в поиске самореализации.

Игра, по существу, занимает важное место в жизни каждого ребёнка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба.

Активность ребят в народных играх обусловлена их личной значительностью, что в детском понимании определяется как: «весь мир находится вокруг меня». Разновидность народных игр направлена не только для создания своеобразной атмосферы праздника, но и для физического и творческие воспитания человека. В процессе театрализованных игр всесторонне раскрываются внешние и внутренние способности игроков. Выполняющие определенную роль участники старается перевоплотиться в образ или предложенный ему персонаж. Тем самым, он овладевает и раскрывает новые направления для самореализации, формирует свое внутреннее видение, естественно с учетом ограниченных качеств в характеристике играемого образа. Интересно то, что игры с переодеванием участникам наиболее привлекательны, потому, что сам процесс сложения образа, при помощи определенного реквизита усиливает фантазию игроков, тем самым наиболее совершенно раскрывает суть образа и данной роли.

         Народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с бурной фантазией подойти к реализации задач поставленных условиями игры. Раскрытию физических возможностей направленные народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные обрядово-игровые мероприятия проверки готовности к ответственному делу (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Жеребец или Вожак», на Купалье «Испытание через реку», «Прыжки через костер» и другие).

         Игра, как эффективный инструмент воспитания нашла свое назначение, ярко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси. Народная игра стала полноправным элементам (эпизодам) праздничных мероприятий. Но к большому сожалению, творческий и воспитательный потенциал народных игр в современной праздничной культуре Беларуси реализуется не в полном объёме.

Организация и проведение народных игр.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.  Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают:

«Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого коня

Сивого или златогривого?»

Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды и начинается игра. Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.                   

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает ии регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

         Объяснение новой игры может проходить по - разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Педагог даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.

         Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

         Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Интернет источник: elib.bspu.by

свернуть

ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЯ СРЕДА

Для каждого возрастного периода до­школьного детства характерны свои про­явления двигательной активности. Поэтому родителям следует позаботиться о разноо­бразии двигательной деятельности ребенка, а также продумать физкультурно-игровую среду в условиях семьи.

Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития целенаправленной двигательной активности.

Дома удоб­но ежедневное использование спортивно-игровых комплексов, состоящих из ме­таллических конструкций с различными приспособлениями (канатом, кольцами, ка­челями, матами).

Для того чтобы интерес к спортивному комплексу не угасал, занятия на нем могут носить сюжетно-игровой характер: поездка на парусном корабле, «Кругосветное путе­шествие», «Мы - спортсмены» и т. д.

Лучше создавать в детской комнате ребен­ка разные игровые зоны для организованных и самостоятельных игр детей с использова­нием различного спортивного инвентаря.

 

Игры с мячом

Игры с мячом развивают ручную умелость, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Многие родители в недоумении: купили ребенку мяч, а он лежит без дела, ребенок катнул его два раза и больше не проявляет к нему интереса. Но интерес можно пробудить, если поиграть вместе с ребенком, выполняя несложные игровые задания: «Давай подбрасывать мячик и ловить, кто больше?», «Кто отобьет 10 раз от пола»,  «Давай подбрасывать мячик и называть названия фруктов, грибов и т.д.». Игр с мячом можно придумать много, они непременно заинтересуют ребенка, и мяч не будет скучать без дела среди игрушек.

 

Подвижные игры для детей раннего возраста

 

Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей раннего возраста. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В свою очередь движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают кровообращение, дыхание, улучшают обмен веществ. Игры  способствуют закаливанию и оздоровлению, развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность).

Взрослый должен научить ребенка играть: вначале роль ведущего брать на себя, показать игровые действия. Не забывайте, взрослый является образцом для подражания.

Можно поиграть с  ребенком вот в такую игру: «Медведь и зайчик». Взрослый берет на себя роль медведя и говорит такие слова: « Мишка бурый, мишка бурый, отчего такой ты хмурый?», затем произносит слова (как медведь сердито): «Я медком не угостился, вот на всех и рассердился». Взрослый рычит, а ребенок должен убежать. Эта игра учит ребенка  преодолевать страх, вдруг мишка догонит? А так же  дает возможность побегать, получить радость от общения с взрослым.

Игра «Солнышко и дождик». Взрослый хлопает в ладоши, малыш ходит спокойным шагом. Но вот закапал дождик: «кап, кап, кап!», малыш бежит к взрослому, который изображает зонтик.

Игр очень много. И играть дети любят. Важно, чтобы взрослые помнили, что для правильного гармоничного развития необходимо удовлетворять потребность ребенка в движении. Здоровый ребенок всегда бодр, активен, с желанием играет. Но он еще маленький и ждет вашей инициативы.

Интернет источник: maam.ru

свернуть

Консультация для родителей руководителя физической культуры «Спортивный уголок дома»

 Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

 Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.

 Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

 Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

 Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

- делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;

-избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

-  позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для взрослых:

1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.

 2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.

 3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.

 4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.

 5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.

 6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.

 7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

Интеренет источник: multiurok.ru

 Как обеспечить страховку ребенка во время занятий?

 Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.

 Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!»; - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».

 Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

 При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.

 Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

 Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

 Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

 Маленькие хитрости:

 Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

 Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком, в трусиках и хлопчатобумажной футболке.

 Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»

 Упражнения желательно проводить в игровой форме, особенно с младшими дошкольниками. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет».

 Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – можно устроить соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Средняя продолжительность занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста в домашних условиях составляет 20 – 30 мин.

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью.

 Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!» 

Интеренет источник: multiurok.ru

свернуть